понедельник, 22 октября 2012 г.

Учимся задавать вопросы


Хороший способ помочь людям думать над задачей - задавать вопросы. Правильно заданный вопрос может помочь человеку сопоставить факты и проанализировать свои мысли.
Вопросы, заданные с целью - помочь обучению других, так же известны как "Вопросы Сократа".
"Вопросы Сократа" требуют от вас внимательно слушать оппонента для оценки высказываний и составления конструктивных вопросов.
Ниже приведено несколько вариантов таких вопросов:

Вопросы для уточнения

  • Что вы имели в виду, сказав ______?
  • В чем основная мысль?
  • Как _____ связано с _____?
  • Не могли бы вы выразить мысль по-другому?
  • Уточните, пожалуйста, вы имели в виду _____ или _____?
  • Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям?
  • Джейн, подведите, пожалуйста, итог тому, что сказал Ричард, своими словами? ... Ричард, вы это имели в виду?
  • Не могли бы вы привести пример?
  • Может ли _____ быть хорошим примером для этого?

Вопросы, проверяющие предположения

  • Какие вы делаете допущения?
  • Какие предположения делает Джейн?
  • Что мы можем предположить вместо этого?
  • Мне показалось, что вы предположили _____. Я вас правильно понял?
  • Все ваши утверждения основываются на предположении _____. Почему бы вам не основывать их на _____ вместо _____?
  • Вы предполагаете, что _____. Как вы можете оценить справедливость такого предположения?
  • Почему кто-нибудь может сделать такие предположения?

Вопросы, проверяющие факты.

  • Объясните, пожалуйста, почему вы так решили?
  • Как это применимо к данной ситуации?
  • Есть ли причины сомневаться в этом факте?
  • Что бы вы ответили человеку, утверждающему, что ____?
  • Кто-нибудь может привести факты, подтверждающие эту точку зрения?
  • По какой причине вы пришли к этому выводу?
  • Как мы можем удостовериться, что это правда?

Вопросы, проверяющие понимание перспектив.

  • Что вы этим предполагаете?
  • Когда вы говорите _____, вы делаете вывод _____?
  • Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему?
  • На что может это повлиять?
  • Произойдет ли это неизбежно, или скорее всего произойдет?
  • Какая альтернатива?
  • Если _____ и _____ условия, что тогда должно быть истинно?
  • Если мы говорим о ____ , то как же насчет _____?

Вопросы, проверяющие понятность задач.

  • Как мы можем это обнаружить?
  • Что этот вопрос предполагает?
  • Не могла бы _____ задать этот вопрос по-другому?
  • Можем вы вообще опустить этот вопрос?
  • Вопрос понятен? Мы поняли его?
  • Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему?
  • Все ли согласны, что вопрос в этом?
  • На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом?
  • Почему этот вопрос необходим?
  • Этот вопрос является наиболее важным, или в нем скрыт другой вопрос?
  • Видите ли вы, как это может соотноситься с ________?

Вопросы из книги: Пауль, Р. (1993). Критическое мышление: Как подготовить учеников к быстро меняющемуся миру: Основы критического мышления, Santa Rosa, CA.

Комментариев нет:

Отправить комментарий